Смыслов Дмитрий Анатольевич Практикующий психолог-консультант

К. Д. Ушинский. Биография. Факты.

Мой блог / Просмотр публикации

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в г. Тула. Его отец, дворянин, отставной офицер, Дмитрий Григорьевич, ушёл в отставку и женился на дочери помещика Любови Степановне Капнист. Вскоре, когда Косте был год, семья переехала в город Новгород-Северский (нынешняя Черниговская область Украины).

( / / ) Отец получил должность судебного чиновника и приобрёл усадьбу на высоком берегу реки Десна недалеко от этого города. С детства Константин любил гулять там и любоваться красотами. Много позже он скажет - «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

В этом городе прошло детство и юность Константина Дмитриевича. До двенадцати лет его обучала дома мать, он её очень любил. Но после её смерти отец направил его в гимназию, в третий класс. В гимназии Ушинский вначале показал хороший уровень образования. Скорей всего, именно материнское воспитание вскоре направит его внимание на необходимость обучения женщин. Он любил свою гимназию, благодарил своих преподавателей за их любовь к педагогической стезе и человеческой любви к учащимся. В этот период Ушинский самостоятельно выучил немецкий язык. Он был дружен со своими одноклассниками из трёх сословий (дворяне, духовенство, мещане). Детские наблюдения за жизнью представителей разных сословий пригодились ему в будущем. Но гимназию он окончить не смог – не выдержал выпускного экзамена, поэтому аттестата не получил. Впрочем, законодательство позволяло поступить в университет без аттестата.

В 1840 году он поступает на юридический факультет Московского императорского университета, ему посчастливилось слушать лекции профессоров историка Т.Н.Грановского и П.Г.Редкина (на тот момент ректора Санкт-Петербургского университета). Через четыре года Ушинский завершает базовый курс и остаётся для профессорской должности в магистратуре (нынешний аналог аспирантуры). Он увлёкся идеями обучения простых людей. Через два года он защищает диссертацию и становится магистром юриспруденции.

В 1846 году, в 22 года, он становится профессором, заведующим кафедрой законоведения Демидовского юридического лицея в г. Ярославле. Учитывая подверженность консерватизму в преподавании (инспектора и надзиратели в лицеях в тот период были обязательны), его стиль преподавания – неформальный с привычкой держаться на равных с учащимися, не нравился руководству, отчего за ним начинают негласно присматривать надзиратели (помощники директора гимназии). Ухудшению отношений с руководством способствует и требования к преподавателям всех учебных заведений Российской империи составлять программы каждого занятия с указанием цитат, кого именно и где будут цитировать. Константин Дмитриевич заявляет, что это «убьёт живое дело преподавания, а на это убийство не отважится ни один честный человек». Итогом стало его увольнение из гимназии в 1850 году.

Новое для себя место он долго не может найти в гимназиях ввиду плохой лицейской рекомендации, но находит вакансию в Петербурге, в Министерстве внутренних дел, где начинает служить чиновником. Периодически подрабатывает переводами с немецкого и английского языка, пишет рассказы, отчего позже его будут называть писателем.

В 1854 году его бывший начальник по Демидовскому лицею приглашает его на должность преподавателя словесности и законоведения, а затем – инспектора Гатчинского сиротского института, а затем повысил до инспектора (заместителя директора по учебной части).

Интересно то, что за двадцать лет до Ушинского эту должность занимал «сумасшедший профессор» - Егор Осипович Гугель, после которого остались два закрытых шкафа с книгами, которые никто не желал открывать и читать. Константин Дмитриевич попросил эти шкафы открыть и нашёл там труды для коллег из нового поколения по педагогике.

Ушинский позже писал – «Боже мой, от скольких грубых ошибок я бы был избавлен, если бы познакомился с ними прежде! Бедняк-мыслитель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями». В лицее было принято доносить друг на друга начальству. Благодаря инспектору Ушинскому обучение изменилось – были отменены доносы и кляузы, обучение стало продуктивным.

В 1857–1858 В «Журнале для воспитания» Ушинский печатает вторую свою статью «О пользе педагогической литературы». Далее берётся за написание книги «Родное слово» - руководство о обучении детей до 10 лет. Это действительно была первая книга после «Азбуки».

Вскоре Ушинского приглашают в Смольный институт благородных девиц в Петербурге на должность инспектора классов, где он воплощает свои гуманистические идеи – отмену деления учащихся на благородных и незнатных, требования обучения их на русском языке, а по окончании выпуска присвоения квалификации воспитательниц. В тот период обучение велось девять лет и мало отличалось от монастырского, учащихся не отпускали на каникулы домой, а обучение сводилось к формальному обучению наукам и музыке. Ушинский привнёс новую, разумную жизнь в обучение. Его привычка выстраивать отношения между учениками на равных также была не привычна, но импонировала. Ушинский проводил заседания педагогического коллектива, обсуждая на них литературу, реформы, театральные премьеры, что не улучшало его образ вольнодумца.

В 1861 году опубликована первая книга Ушинского — учебник «Детский мир и хрестоматия». Не смотря на недовольство ею автора, она пользуется популярностью (свыше 3600 экземпляров). Итогом становится не только известность, но и множество доносов и кляуз, канна которые ему приходится писать оправдание. В результате даёт себя знать чахотка (туберкулёз). Ушинского отправляют с семьёй в Европу в командировку на пять лет – официально - для изучения школьного дела и лечения

Семья Ушинских за пять лет посетила и жила в ряде стран – Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии, Италии. Константин Дмитриевич изучал систему учебных заведений, детских садов, приютов. Его первая статья на эту тему – «Педагогическая поездка по Швейцарии». Сам же он считал эти пять лет изгнанием. В этот период бьыло издано несколько книг и пособий. Ключевой книгой стала его работа 1867 и 1869 гг.«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1 и 2 тома). Планировался третий том. Но Ушинский не успел его написать.

В 1968 году психолог Б.Г.Ананьев опубликует продолжение его исследования – «Человек как предмет познания» по прошествии ста лет.

Следует возвращение в Петербург. Но болезнь даёт себя знать. Поездка на лечение в Италию, затем врачи рекомендуют лечение кумысом в Крыму.

Находясь в Крыму, в Бахчисарае,Ушинский посетил татарское медресе, где учащиеся хвалят его учебник «Родное слово», благодаря которому русский даётся им легче татарского.

Планировался отъезд в Норгород-Северский, но случается несчастный случай.

У К.Д.Ушинского 3 сына и 3 дочери, старший перезаряжал на охоте ружьё и выстрелил в себя.

Эта смерть подорвала физическое состояние Ушинского. Он переезжает с семьёй в Киев. Две его дочери поступают в институт. Болезнь усиливается. Нужен крымский воздух. Ушинский едет в Крым, но простужается, по прибытии в Одессу у него начинается пневмония. Он умер 3 января 1871 года.

Перед смертью попросил прочитать ему «Ундину» В.А.Жуковского –

«Бывали дни восторженных видений;
Моя душа поэзией цвела;
Ко мне летал с вестями чудный Гений;
Природа вся мне песнию была.

Оно прошло, то время золотое;
С природы снят магический венец;
Свет узнанный свое лицо земное

Разоблачил, и призракам конец».

Великому педагогу было всего 47 лет.

Комментарии
Ларионова Галина Евгеньевна
Прекрасная статья!Я не знакома была с подробностями биографии Ушинского. Спасибо!))
№1 | 4 июня 2023
Наталья Ахмедова
Дмитрий Анатольевич, благодарю за интересную и информативную публикацию о биографии Ушинского.
№1 | 5 июня 2023
[ добавить комментарий ]